31/2024

Ежегодный журнал
Ассоциации «Дерево Жизни»

...

Библия и факты

Где Бог, когда в мире происходит столько ужасных вещей?

Лиз Абрамс, 14 марта 2023 года, для журнала «Answers in Genesis». Перевод Анастасии Страх.

Библия ясно говорит, что Бог активно участвует в жизни своего творения и заботится о нём. Но почти к аждую неделю мы слышим новости об очередной трагедии: от землетрясений и наводнений, которые являются результатом действия стихийных сил, вышедших из-под контроля, до перестрелок и других актов человеческой злобы. Эти события заставляют многих задуматься: «Почему любящий Бог не предпринял никаких действий, чтобы остановить такие ужасные происшествия? Есть ли у Него план, как справиться с подобными вещами?».

Грех: почему происходят плохие события

Как упомянуто выше, в широком смысле существуют два типа плохих событий. Первый - это стихийные бедствия, которые причиняют вред, казалось бы, без вины конкретного человека. Второй - акты человеческого зла, такие как убийства, жестокое обращение и разжигание войны, которые совершаются непосредственно людьми.

Очевидно, что последнее связано с грехом, потому что это прямые греховные действия людей, причиняющие вред другим. Также легко понять, что Бог не виноват в такого рода зле, потому что Он прямо запрещает подобные поступки в Священном Писании. Однако, как грех может влиять на стихийные бедствия? Мы должны оглянуться назад на Книгу Бытие, на то, как был сотворён Адам и какова была его роль.

Адам был создан по образу Божьему, чтобы править миром, созданным Богом. Первоначальный замысел Бога состоял в том, чтобы люди жили в тесном общении с Ним, действуя как распорядители Его творения на земле. Когда Адам ослушался, он утратил близкое общение с Богом, которым когда-то наслаждался, и он, и творение были искажены грехом. Хотя от первоначального совершенного творения всё ещё сохранялась остаточная красота, мир перестал быть для человека простым и гостеприимным местом для жизни. Людям стало тяжело управлять животными — некоторые сделались пугливыми, в то время как другие стали очень опасными как друг для друга, так и для людей. Тем не менее, Бог обеспечил генетическое разнообразие животным и людям, чтобы они могли выжить в проклятом грехом мире.

Поскольку «естественное зло» — названное так потому, что оно фокусируется на зле в природе, а не на том, что оно «нормально и естественно» или создано таким образом, - является результатом греха Адама, оно не может быть приписано Богу. Грех Адама привёл к тому, что плохие вещи начали происходить во всём творении, так что Бог ни в чём не виноват. Это похоже на то, как если бы кто-то разбил автомобиль Audi, а затем обвинил инженеров, разработавших этот автомобиль, в его последующей плохой работе. Изначально в дизайне автомобиля не было ничего плохого — проблема в том, что он был разбит. Точно так же и мы сейчас имеем дело с разрушенным миром.

Почему мы возражаем против плохих событий в жизни?

Атеисты любят возмущаться на Бога, спрашивая, почему Он позволяет детям болеть раком, а невинным людям погибать от чумы и голода. Но возмущались бы они, если бы мы были наименее приспособленными к жизни плодами бесчисленных эпох эволюции и погибали бы по разным причинам? Больной ребенок, который умирает, оставляет больше шансов для процветания здоровых детей. Но мы инстинктивно отмахиваемся от этой мысли — это неправильно. Но если мы эволюционировали, то почему это неправильно? Чем это хуже, чем фотограф-натуралист, позволяющий льву убить газель, снимая это на видео в формате 4k?

Выходя за рамки эволюционной борьбы за выживание, если Вселенная является продуктом большого взрыва и все объяснимо химическими реакциями, которые произошли оттуда, то нет красоты или уродства, трагедии или триумфа. Есть только химия и физика, и единственная причина, по которой некоторые виды химии и физики кажутся нам менее приятными, чем другие, заключается в том, что мы обладаем самосознанием как артефактом электрических сигналов в нашем мозге. Но почему это должно диктовать мораль — особенно мораль, которая имеет отношение к кому-либо, кроме человека, испытывающего это?

Мы согласны с атеистами в том, что страдание и смерть — это проблема, но им приходится заимствовать эту концепцию из нашего мировоззрения. Если бы натурализм и эволюция были верны, большинство существ на протяжении веков прожили жалкую жизнь, и никто в этом не виноват.

Почему всё не становится ещё хуже?

Когда мы смотрим на то, как Бог расправился с сатаной и ангелами, которые восстали вместе с ним, мы не задаём вопрос: «Почему происходят плохие вещи?», но «Почему всё не стало ещё хуже?». Падшие ангелы осознают свою конечную участь и живут в страхе перед страшным судом (Матфея 8:29; Марка 5:7; Луки 8:28). Некоторые из самых нечестивых уже были осуждены (2 Петра 2:4; Иуды 1:6). Они не могут быть спасены (Матфея 25:41) и не захотели бы спасения, если бы оно было им предложено. Они служат сатане как порождения ненависти и злобы.

Люди находятся в другой ситуации только по милости Божьей. Бог не желал полностью отказываться от Адама и Евы и созданного им творения, поэтому он разработал план спасения, который требовал рождения Иисуса во плоти, Его смерти и воскресения. Мы привыкли к мысли о том, что Иисус умер вместо нас, чтобы понести наказание за наши грехи, потому что мы так часто слышали об этом и читали в Библии. Но если вы действительно задумаетесь об этом, то кажется почти абсурдным, что возлюбленный и совершенный Сын Божий, для которого и через которого был сотворён мир, не только пришёл с небес на землю как человеческое существо (что уже предполагает огромное количество добровольного смирения), но и начинал Своё служение как неизвестный скитающийся проповедник, а затем был замучен и убит теми самыми людьми, которых Он создал, — и всё это ради нашего спасения.

Божий план по спасению людей и всего творения - единственная причина, по которой земля не является адом. Это единственная причина, по которой человечество давным-давно не уничтожило само себя и почему в мире всё ещё происходит что-то хорошее.

Иногда Бог вмешивается

Мы установили, что грех приводит к плохим вещам, что только христианство имеет ясное возражение против плохих вещей и что только Божья милость удерживает ситуацию от того, чтобы стать ещё хуже. Если бы это был конец истории, Бог был бы оправдан, и у нас не было бы оснований жаловаться. Но Бог не только справедлив, но милостив и благ, и иногда Он вмешивается в плохие ситуации, чтобы спасти людей.

У большинства людей есть знакомый, который был «на волосок от смерти» и чуть не погиб, или необъяснимым образом выбрался из-под обломков, которые должны были его убить, или прошёл сканирование, при котором опухоль исчезла, или другие «счастливые» случаи, которые не полностью объяснимы физикой или медициной. Многие люди также рассказывают о случаях, когда они получали ровно столько денег, сколько требовалось для оплаты важного счёта от кого-то, кто не знал, что они в этом нуждаются.

Для христиан подобные случаи являются примером Божественного провидения, того, как Он с любовью взаимодействует с созданным Им миром, заботясь о Своём творении. Любой, кто переживает подобные вещи, должен признать Бога источником этого обеспечения и защиты и ответить Ему благодарностью и верой.

Но Бог вмешивается не всегда. Люди гибнут в автокатастрофах и от рака. Предприятия терпят крах, а дома конфискуются. Это происходит одинаково как с христианами, так и с неверующими людьми - падший мир не делает различий. Мы должны реагировать на подобные вещи не теряя веры и доверия Богу, помня, что наша главная надежда - это надежда на воскрешение и жизнь на новых небесах и земле, где не будет ни естественного, ни человеческого зла.

Бог будет судить зло

Мы знаем, что Бог не позволит, чтобы всё продолжалось так, как есть, бесконечно. Ветхий Завет говорит о «дне Господнем», характеризующимся поражением зла, победой Бога и оправданием верующих. Новый Завет использует эти темы — особенно в книге Откровение — чтобы говорить о будущем возвращении Христа, воскресении мертвых, суде над злом и завершении истории на новых небесах и земле.

Прошло около 6000 лет с тех пор, как Адам принёс в мир грех и смерть, и за это время Богу пришлось терпеть огромное множество грехов и зла. Интересно, как почти 2000 лет назад апостол Пётр ответил людям на вопрос почему, если Бог так обеспокоен злом, Он допускает, чтобы всё продолжалось так долго.

«и говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же». Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию… Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2-е Петра 3:4-9, 13).

Пётр обратился к людям, которые скептически относились к грядущему суду, потому что всё продолжало идти в точности так, как было всегда. Пётр указывает на два огромных разрыва в истории — сотворение мира, с которого всё началось, и затем всемирный потоп во времена Ноя, который был судом над существовавшим тогда миром. Пётр указывает на этот огромный, внезапный суд как на нечто, предвещающее грядущий суд огнём.

Апостол Пётр говорит, что причина, по которой Бог откладывает суд, заключается в том, что Бог даёт людям время прийти к покаянию. Бог милостив и желает, чтобы люди покаялись, чтобы они могли быть прощены. Тот факт, что с тех пор, как были даны первоначальные обетования, прошло огромное количество времени, не является признаком того, что Бог забыл или нарушил Свои обещания, потому что Он воспринимает время не так, как мы.

Покайтесь!

В Библии есть место, где говорится, как некоторые иудеи рассказали Иисусу о трагедии, когда Пилат зарезал нескольких евреев, пришедших принести жертву. Тот факт, что они были убиты как раз в тот момент, когда послушно приносили жертвы в храме, рассматривался как особенно ужасный. Возможно, они хотели, чтобы Иисус выступил против Пилата или разжёг восстание против римлян. Или они, возможно, подумали, что галилеяне каким-то образом принесли плохие жертвы и подвергались осуждению. Иисус, однако, отреагировал иначе.

«Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете»(Ев. от Луки 13:2-5).

Каждый раз сталкиваясь со злом в этом мире, мы напоминаем себе о том, что всё не так, как должно быть. Если кто-то ещё не раскаялся и не доверил Иисусу спасти его от наказания за грех, это должно побудить его сделать это, пока ещё есть время. Для тех из нас, кто уверен в спасении, это должно стать напоминанием о необходимости жить в послушании и служении Христу и делиться благой вестью с как можно большим количеством людей. И это хорошая новость: у Бога всегда был план — план, который стоил Ему любимого Сына, — положить конец смерти и страданиям и дать верующим вечную жизнь с Ним, несмотря на тот факт, что мятежное человечество не заслуживает той самой жизни, которую Он дал нам, и Его обеспечения, которое поддерживает наш мир, пока мы ожидаем Его прихода. Да, Бог что-то делал и продолжает делать со страданиями и смертью в нашем мире.