30/2023

Ежегодный журнал
Ассоциации «Дерево Жизни»

...

Библия и факты

31 октября: Почему важен День реформации

Доктор Т. Мортенсон перевод А. Страх

Авторитет Священного Писания подвергается нападкам и сегодня.

Христианство - крупнейшая религия в мире, которую исповедует 31% населения. Однако в категорию «христиане» входит множество различных конфессий с разной степенью верности библейскому учению: римско-католические христиане, православные, баптисты, лютеране, пресвитериане, методисты и т.д. Но в начале всё было иначе.

Такое разнообразие неудивительно, учитывая предостережения апостолов Павла и Петра. Послания Нового Завета учат истине, поэтому большинство из них касается лжеучений. Павел предупреждает о «лютых волках», приходящих в церковь, и даже о церковных руководителях, сбивающих христиан с истинного пути (Деяния 20:28-30). Он предупреждает о ложных благовествованиях и о людях, проповедующих другого Иисуса (Галатам 1:6-7; 2 Коринфянам 11:4). Павел также предупреждает, что христиане не потерпят преподавания здравого учения и вместо этого будут искать учителей, льстящих слуху, или даже обратят внимание на бесовские учения (1 Тимофею 4:1; 2 Тимофею 4:3). Пётр говорит, что в церкви появятся лжеучителя и тайно введут пагубные ереси (2 Петра 2:1). С момента основания церкви христианам приходилось сталкиваться с множеством различных взглядов и утверждений об истине как внутри церкви, так и за её пределами. Как призывает Иуда в 3 стихе 1 главы, верным христианам всегда нужно отстаивать истину Священного Писания.

Ранняя церковь

Церковь родилась в 33 году нашей эры в день Пятидесятницы (Деяния 2 глава). Поскольку христиане распространяли Евангелие по всей Римской империи, в течение следующих трех столетий они сталкивались с многочисленными преследованиями как со стороны евреев, так и со стороны римлян.

Всё изменилось в четвёртом веке, когда римские императоры сначала узаконили христианство, а затем сделали его государственной религией. Это в значительной степени положило конец преследованиям, но непреднамеренно открыло дверь духовному разложению, поскольку церковь теперь была связана узами с политическим правительством. В последующие столетия «тёмных веков», последовавших за распадом Римской империи (476 г.), многое произошло как для защиты, так и для подрыва ортодоксального христианского учения.

В Восточной и Западной Европе церковь разделилась политически и духовно: власть православной церкви сосредоточилась в Константинополе (современный Стамбул), а власть Римско-католической церкви над Западной Европой сосредоточилась в Риме.

Реформация

Ко времени Мартина Лютера (1483-1546 гг.) и протестантской реформации Римско-католическая церковь стала морально и духовно коррумпированной. Среди священников широко распространилась безнравственность. Справедливость можно было покупать и продавать в церковных судах. Празднование вечери Господней (Матфея 26:20-29; 1 Коринфянам 11:17-34) превратилось в магический обряд. Католическая церковь использовала реликвии (предполагаемые фрагменты креста Иисуса и кости умерших «святых»), чтобы возбудить религиозную приверженность. Папы претендовали на то, чтобы быть главами всемирной церкви (в 1409 году три папы одновременно заявили об этом); особо стали почитаться Мария (мать Иисуса) и другие «святые», а церковным традициям и доктринам, не встречающимся в Священном Писании, был придан равный авторитет. В результате Евангелие стало мутным и искажённым.

Политические и экономические факторы также способствовали Реформации. Суверенные государства в северо-западной Европе всё больше выступали против того, чтобы вселенская церковь имела над ними власть. Правители, знать и представители среднего класса всё чаще хотели заполучить часть огромной собственности, принадлежащей Римско-католической церкви.

Два человека, Джон Уиклиф (1328-1384 гг.) в Англии и Ян Гус (1369-1415 гг.) в Богемии (Чешская Республика), считаются предшественниками Реформации. Оба были римско-католическими священниками, которые выступали против безнравственности и богатства церкви, а также церковного учения о евхаристии. Уиклифф и его единомышленники выпустили первую Библию на английском языке, поскольку простые люди не могли читать одобренную церковью латинскую Библию, а Гус проповедовал на чешском языке вопреки церковному закону. Церковь осудила их как еретиков и сожгла обоих (Уиклифа после его погребения, а Гуса живьём на костре), а пепел сбросила в реку.

Но что по-настоящему спровоцировало Реформацию, так это продажа индульгенций. Эта практика началась в тринадцатом веке с целью сбора денег для католической церкви и была частью ложного евангелия о том, как заслужить свой путь на небеса. Индульгенция - это денежная выплата церкви, сокращающая время пребывания человека в чистилище. В Библии нет ни одного упоминания о чистилище, но, согласно католической церкви, это место, где люди страдают за свои «простительные» (незначительные) грехи, прежде чем они смогут попасть на небеса. Люди могли покупать индульгенции как для себя, так и для умерших друзей или родственников.

В 1517 году Иоганн Тецель, немецкий монах, продавал индульгенции в Германии, чтобы собрать средства на реконструкцию собора Святого Петра в Риме. Мартин Лютер был профессором библейского богословия, который к этому времени пришёл к пониманию того, что спасение достигается только верой во Христа, и что Священное Писание должно быть высшим авторитетом в церкви. Чтобы смиренно выразить протест против практики продажи индульгенций, он написал свои «95 тезисов» на латыни, адресовал их местному архиепископу и вывесил на дверях замковой церкви в Виттенберге, Германия, 31 октября 1517 года. Вскоре тезисы были переведены на немецкий язык и начали широко распространяться в 1518 году. Эти тезисы вызвали цепочку событий, которые вскоре распространили реформацию по всей Северной и Западной Европе.

Папе римскому не понравились тезисы Лютера, и в 1520 году он объявил их еретическими и приказал Лютеру от них отречься. Лютер отказался. Итак, 17 апреля 1521 года Лютер был вызван к руководителям церкви и императору на Вормсский рейхстаг, и ему снова было приказано отречься. Тогда он смело заявил свою позицию:

«Я всего лишь человек, и я могу ошибаться, но пусть мои ошибки будут доказаны Священным Писанием. Если я убежден свидетельством Священного Писания или ясным разумом, а не словами Папы Римского или соборов, которые так часто противоречат сами себе, моя совесть находится в плену Слова Божьего. Я не могу и не буду ни от чего отрекаться. Идти против совести - это неправильно и небезопасно. На этом стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог.»

Реформация

По мере распространения трудов и проповедей Лютера и христиан-единомышленников Реформацию ознаменовали пять ключевых истин. Рассмотрим вкратце каждую из пяти латинских фраз.

Пять «Solas»

1. Sola Scriptura: только Священное Писание является высшим авторитетом.

Богодухновенное Слово, Библия, является единственным неизменным, непогрешимым, достаточным и высшим авторитетом для церкви. Пётр и Павел говорят нам, что Бог побудил людей писать Священные Писания, чтобы они по праву назывались Словом Божьим (2 Тимофею 3:16-17; 2 Петра 1:20-21). Иисус сказал, что Слово Божье есть истина (Иоанна 17:17). И Лука похвалил евреев за то, что они проверили истинность проповеди Павла на основании Писаний Ветхого Завета (Деяния 17:11). Священное Писание должно иметь высший авторитет над церковными традициями и доктринами, а также над папами и соборами. Применительно к нашим дням Писание также должно быть выше утверждений научного большинства, заявлений культурного большинства и наших личных мнений и чувств. Это самая важная «sola», потому что она является основополагающим источником для остальных четырех истин.

2. Solus Christus: только Христос является Спасителем грешников.

Иисус - единственный Спаситель, ибо Он - единственный Человек-Бог (Иоанна 1:1,14). Он также является единым посредником между Богом и грешниками (1 Тимофею 2:4-5), потому что Он один принял на себя гнев Божий за грешников, чтобы те, кто верит в Него, могли стать праведными в глазах Бога (2 Коринфянам 5:21). Спасение не достигается Иисусом и моими добрыми делами, или Иисусом и делами девы Марии, или Иисусом и делами умерших «святых». Только Иисус спасает.

3. Sola Fide: только верой во Христа мы спасены.

Человек спасается от Божьего суда только верой во Христа. Мы спасаемся не благодаря нашим добрым делам. Мы спасаемся не верой в Иисуса и нашими лучшими делами и не верой в Иисуса совместно с нашей религиозной деятельностью. Павел совершенно ясно говорит об этом в Послании к Ефесянам 2:8-10. Добрые дела - это результат спасения, а не средство для его обретения. Мы провозглашены праведными в глазах Бога (оправданными) и, следовательно, имеем мир с Богом по вере во Христа (Римлянам 5:1; Деяния 16:31).

4. Sola Gratia: только по благодати спасение.

Человек спасается от праведного Божьего гнева только Божьей благодатью. Деяния 15:11, Римлянам 3:24 и 11:6, Ефесянам 2:8-9 и Титу 3:7 - вот лишь некоторые из стихов, которые ясно говорят об этом. Мы сами ничего не можем сделать, чтобы спастись. Мы морально и духовно обанкротились. Благодать - это когда Бог даёт нам то, чего мы не заслуживаем и не можем заслужить: Его прощение и вечную жизнь. И наоборот, милость - это когда Бог не даёт нам того, чего мы действительно заслуживаем: Его суда и вечной смерти в аду. И благодать, и милость даны нам через Иисуса Христа.

5. Soli Deo Gloria: только Богу слава.

Бог сотворил Вселенную, правит всем творением и спасает грешников для своей славы. Он не разделит своей славы ни с кем другим (Исаия 48:11). Он достоин всякой хвалы, чести и славы (Откровение 4:11 и 5:13). Целью нашей жизни должно быть прославление Бога во всём, что мы думаем, говорим и делаем.

Эти пять «solas» были необходимы для ясного провозглашения Евангелия и защиты важнейших библейских истин в шестнадцатом веке. Они по-прежнему жизненно важны и сегодня, потому что авторитет Священного Писания и истина Евангелия продолжают подрываться и извращаться различными способами как врагами вне церкви, так и «друзьями» внутри церкви. Боже, помоги нам всем быть верными Слову Божьему и Евангелию только ради Его славы.

Реформация