Библия и факты
31 октября: Почему важен День реформации
Доктор Т. Мортенсон перевод А. Страх
Авторитет Священного Писания подвергается нападкам и сегодня.
Христианство - крупнейшая религия в мире, которую исповедует 31% населения. Однако в категорию «христиане» входит множество различных конфессий с разной степенью верности библейскому учению: римско-католические христиане, православные, баптисты, лютеране, пресвитериане, методисты и т.д. Но в начале всё было иначе.
Такое разнообразие неудивительно, учитывая предостережения апостолов Павла и Петра. Послания Нового Завета учат истине, поэтому большинство из них касается лжеучений. Павел предупреждает о «лютых волках», приходящих в церковь, и даже о церковных руководителях, сбивающих христиан с истинного пути (Деяния 20:28-30). Он предупреждает о ложных благовествованиях и о людях, проповедующих другого Иисуса (Галатам 1:6-7; 2 Коринфянам 11:4). Павел также предупреждает, что христиане не потерпят преподавания здравого учения и вместо этого будут искать учителей, льстящих слуху, или даже обратят внимание на бесовские учения (1 Тимофею 4:1; 2 Тимофею 4:3). Пётр говорит, что в церкви появятся лжеучителя и тайно введут пагубные ереси (2 Петра 2:1). С момента основания церкви христианам приходилось сталкиваться с множеством различных взглядов и утверждений об истине как внутри церкви, так и за её пределами. Как призывает Иуда в 3 стихе 1 главы, верным христианам всегда нужно отстаивать истину Священного Писания.
Деяния 20:28-30
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. 29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
Галатам 1:6-7
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
2 Коринфянам 11:4
Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому.
1 Тимофею 4:1
Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским
2 Тимофею 4:3
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
2 Петра 2:1
Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
Иуды 1:3
Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым.
Ранняя церковь
Церковь родилась в 33 году нашей эры в день Пятидесятницы (Деяния 2 глава). Поскольку христиане распространяли Евангелие по всей Римской империи, в течение следующих трех столетий они сталкивались с многочисленными преследованиями как со стороны евреев, так и со стороны римлян.
Всё изменилось в четвёртом веке, когда римские императоры сначала узаконили христианство, а затем сделали его государственной религией. Это в значительной степени положило конец преследованиям, но непреднамеренно открыло дверь духовному разложению, поскольку церковь теперь была связана узами с политическим правительством. В последующие столетия «тёмных веков», последовавших за распадом Римской империи (476 г.), многое произошло как для защиты, так и для подрыва ортодоксального христианского учения.
В Восточной и Западной Европе церковь разделилась политически и духовно: власть православной церкви сосредоточилась в Константинополе (современный Стамбул), а власть Римско-католической церкви над Западной Европой сосредоточилась в Риме.
Реформация
Ко времени Мартина Лютера (1483-1546 гг.) и протестантской реформации Римско-католическая церковь стала морально и духовно коррумпированной. Среди священников широко распространилась безнравственность. Справедливость можно было покупать и продавать в церковных судах. Празднование вечери Господней (Матфея 26:20-29; 1 Коринфянам 11:17-34) превратилось в магический обряд. Католическая церковь использовала реликвии (предполагаемые фрагменты креста Иисуса и кости умерших «святых»), чтобы возбудить религиозную приверженность. Папы претендовали на то, чтобы быть главами всемирной церкви (в 1409 году три папы одновременно заявили об этом); особо стали почитаться Мария (мать Иисуса) и другие «святые», а церковным традициям и доктринам, не встречающимся в Священном Писании, был придан равный авторитет. В результате Евангелие стало мутным и искажённым.
Матфея 26:20-29
20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; 21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? 23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; 24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. 25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. 26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. 27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. 29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
1 Коринфянам 11:17-34
17 Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. 18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. 19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. 20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; 21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. 22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. 23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. 26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. 27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. 29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. 31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. 32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. 33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. 34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
Политические и экономические факторы также способствовали Реформации. Суверенные государства в северо-западной Европе всё больше выступали против того, чтобы вселенская церковь имела над ними власть. Правители, знать и представители среднего класса всё чаще хотели заполучить часть огромной собственности, принадлежащей Римско-католической церкви.
Два человека, Джон Уиклиф (1328-1384 гг.) в Англии и Ян Гус (1369-1415 гг.) в Богемии (Чешская Республика), считаются предшественниками Реформации. Оба были римско-католическими священниками, которые выступали против безнравственности и богатства церкви, а также церковного учения о евхаристии. Уиклифф и его единомышленники выпустили первую Библию на английском языке, поскольку простые люди не могли читать одобренную церковью латинскую Библию, а Гус проповедовал на чешском языке вопреки церковному закону. Церковь осудила их как еретиков и сожгла обоих (Уиклифа после его погребения, а Гуса живьём на костре), а пепел сбросила в реку.
Но что по-настоящему спровоцировало Реформацию, так это продажа индульгенций. Эта практика началась в тринадцатом веке с целью сбора денег для католической церкви и была частью ложного евангелия о том, как заслужить свой путь на небеса. Индульгенция - это денежная выплата церкви, сокращающая время пребывания человека в чистилище. В Библии нет ни одного упоминания о чистилище, но, согласно католической церкви, это место, где люди страдают за свои «простительные» (незначительные) грехи, прежде чем они смогут попасть на небеса. Люди могли покупать индульгенции как для себя, так и для умерших друзей или родственников.
В 1517 году Иоганн Тецель, немецкий монах, продавал индульгенции в Германии, чтобы собрать средства на реконструкцию собора Святого Петра в Риме. Мартин Лютер был профессором библейского богословия, который к этому времени пришёл к пониманию того, что спасение достигается только верой во Христа, и что Священное Писание должно быть высшим авторитетом в церкви. Чтобы смиренно выразить протест против практики продажи индульгенций, он написал свои «95 тезисов» на латыни, адресовал их местному архиепископу и вывесил на дверях замковой церкви в Виттенберге, Германия, 31 октября 1517 года. Вскоре тезисы были переведены на немецкий язык и начали широко распространяться в 1518 году. Эти тезисы вызвали цепочку событий, которые вскоре распространили реформацию по всей Северной и Западной Европе.
Папе римскому не понравились тезисы Лютера, и в 1520 году он объявил их еретическими и приказал Лютеру от них отречься. Лютер отказался. Итак, 17 апреля 1521 года Лютер был вызван к руководителям церкви и императору на Вормсский рейхстаг, и ему снова было приказано отречься. Тогда он смело заявил свою позицию:
«Я всего лишь человек, и я могу ошибаться, но пусть мои ошибки будут доказаны Священным Писанием. Если я убежден свидетельством Священного Писания или ясным разумом, а не словами Папы Римского или соборов, которые так часто противоречат сами себе, моя совесть находится в плену Слова Божьего. Я не могу и не буду ни от чего отрекаться. Идти против совести - это неправильно и небезопасно. На этом стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог.»
По мере распространения трудов и проповедей Лютера и христиан-единомышленников Реформацию ознаменовали пять ключевых истин. Рассмотрим вкратце каждую из пяти латинских фраз.
Пять «Solas»
1. Sola Scriptura: только Священное Писание является высшим авторитетом.
Богодухновенное Слово, Библия, является единственным неизменным, непогрешимым, достаточным и высшим авторитетом для церкви. Пётр и Павел говорят нам, что Бог побудил людей писать Священные Писания, чтобы они по праву назывались Словом Божьим (2 Тимофею 3:16-17; 2 Петра 1:20-21). Иисус сказал, что Слово Божье есть истина (Иоанна 17:17). И Лука похвалил евреев за то, что они проверили истинность проповеди Павла на основании Писаний Ветхого Завета (Деяния 17:11). Священное Писание должно иметь высший авторитет над церковными традициями и доктринами, а также над папами и соборами. Применительно к нашим дням Писание также должно быть выше утверждений научного большинства, заявлений культурного большинства и наших личных мнений и чувств. Это самая важная «sola», потому что она является основополагающим источником для остальных четырех истин.
2 Тимофею 3:16-17
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
2 Петра 1:20-21
20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. 21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
Иоанна 17:17
Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
Деяния 17:11
Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
2. Solus Christus: только Христос является Спасителем грешников.
Иисус - единственный Спаситель, ибо Он - единственный Человек-Бог (Иоанна 1:1,14). Он также является единым посредником между Богом и грешниками (1 Тимофею 2:4-5), потому что Он один принял на себя гнев Божий за грешников, чтобы те, кто верит в Него, могли стать праведными в глазах Бога (2 Коринфянам 5:21). Спасение не достигается Иисусом и моими добрыми делами, или Иисусом и делами девы Марии, или Иисусом и делами умерших «святых». Только Иисус спасает.
Иоанна 1:1,14
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
1 Тимофею 2:4-5
4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. 5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
2 Коринфянам 5:21
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
3. Sola Fide: только верой во Христа мы спасены.
Человек спасается от Божьего суда только верой во Христа. Мы спасаемся не благодаря нашим добрым делам. Мы спасаемся не верой в Иисуса и нашими лучшими делами и не верой в Иисуса совместно с нашей религиозной деятельностью. Павел совершенно ясно говорит об этом в Послании к Ефесянам 2:8-10. Добрые дела - это результат спасения, а не средство для его обретения. Мы провозглашены праведными в глазах Бога (оправданными) и, следовательно, имеем мир с Богом по вере во Христа (Римлянам 5:1; Деяния 16:31).
Ефесянам 2:8-10
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился. 10 Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Римлянам 5:1
Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
Деяния 16:31
Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
4. Sola Gratia: только по благодати спасение.
Человек спасается от праведного Божьего гнева только Божьей благодатью. Деяния 15:11, Римлянам 3:24 и 11:6, Ефесянам 2:8-9 и Титу 3:7 - вот лишь некоторые из стихов, которые ясно говорят об этом. Мы сами ничего не можем сделать, чтобы спастись. Мы морально и духовно обанкротились. Благодать - это когда Бог даёт нам то, чего мы не заслуживаем и не можем заслужить: Его прощение и вечную жизнь. И наоборот, милость - это когда Бог не даёт нам того, чего мы действительно заслуживаем: Его суда и вечной смерти в аду. И благодать, и милость даны нам через Иисуса Христа.
Деяния 15:11
Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
Римлянам 3:24
получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе
Римлянам 11:6
Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
Ефесянам 2:8-9
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
Титу 3:7
чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
5. Soli Deo Gloria: только Богу слава.
Бог сотворил Вселенную, правит всем творением и спасает грешников для своей славы. Он не разделит своей славы ни с кем другим (Исаия 48:11). Он достоин всякой хвалы, чести и славы (Откровение 4:11 и 5:13). Целью нашей жизни должно быть прославление Бога во всём, что мы думаем, говорим и делаем.
Исаия 48:11
Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному.
Откровение 4:11
достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.
Откровение 5:13
И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.
Эти пять «solas» были необходимы для ясного провозглашения Евангелия и защиты важнейших библейских истин в шестнадцатом веке. Они по-прежнему жизненно важны и сегодня, потому что авторитет Священного Писания и истина Евангелия продолжают подрываться и извращаться различными способами как врагами вне церкви, так и «друзьями» внутри церкви. Боже, помоги нам всем быть верными Слову Божьему и Евангелию только ради Его славы.