Проповедь
Культура Церкви
И. Онищук
Прежде, чем говорить о культуре неба, хотелось бы поговорить о земной культуре. По моему личному наблюдению культура является фундаментальной составляющей жизни человека и в то же время самой пренебрегаемой темой среди людей. Культура пренебрегается людьми потому, что сводится большинством к пониманию этикета. На самом деле, этикет – это всего лишь малая часть культуры. Так что же такое культура?
Культура – это многогранная, проникновенная и постоянно развивающаяся форма жизни. Культура имеет обоюдное действие в жизни человека. Вначале культура формирует внутренний мир человека, а затем человек формирует внешний мир и делает личный вклад в развитие культуры.
Каждый народ отличается друг от друга. Культура является отличительной чертой народа. Современный мир глобален. Глобализация стирает расовые, языковые и географические границы. С одной стороны, глобализация делает мир безграничным, а с другой стороны, она же делает его безликим. Глобальный мир стирает культурные черты народов, тем самым делая их примитивными. В глобальном мире выживут только те народы, которые сохранят свою самобытную культуру. Культурный код делает народ уникальным и наделяет его отличительными чертами. Черты лица создают неповторимый внешний образ человека, а черты характера формируют его внутренний мир. Культура формирует отличительные черты характера в народе. География, история, фольклор, пища, язык, ценности, религия, литература, музыка, наука, достижения, люди и т.д., это всё в совокупности и называется культурой. У каждого народа своя география, история, фольклор, пища, язык, ценности, религия, литература, музыка, наука, достижения, а значит и своя культура.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что особенность народа в его культуре. Если народ развивает и хранит свою внутреннюю культуру, он сохраняет себя в безопасности. Если народ оставляет свою внутреннюю культуру и начинает строить жизнь на основании другой культуры, он теряет самобытность и становится на путь исчезновения.
Ещё раз повторю, что уникальность народа в его индивидуальности. Ярким примером для нас является еврейский народ, его уникальность в том, что его главой и основателем является Бог. Господь Бог призвал Авраама, благословил Исаака и размножил Иакова, таким образом из одной семьи был рождён народ, который в дальнейшем стал именоваться Божьим.
На протяжении многих сотен лет Господь формировал Небесную культуру в Своём земном народе. Однажды народ Бога решил отказаться от Божьей культуры в пользу человеческой. Вместо Бога они захотели царя. Краткое описание этого решения мы находим в первой книге Царств.
Вначале культура формирует внутренний мир человека, а затем человек формирует внешний мир и делает личный вклад в развитие культуры
1-я Царств 8:4-20: «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмёт и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмёт, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмёт, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмёт десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмёт и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмёт десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы».
Когда народ сказал Богу через пророка Самуила о своём желании «быть как прочие народы», Господь удовлетворил их желание. Бог сказал им о культуре, которая придёт в их жизнь с избранием царя, она разительно будет отличаться от Его культуры, но они не согласились и настаивали на том, чтобы быть как прочие народы. «Прочие народы» были безбожники и жили в культуре идолопоклонства. Отвергая культуру Бога, они отвергали Самого Бога. В этой истории мы видим первый пример глобализма. Желание быть как все стёрло уникальность Божьего народа, который в итоге стал просто народом.
Этот пример учит нас тому, чтобы мы как Церковь принимали, созидали и хранили небесную культуру, основателем и строителем которой является Господь Иисус.
Матфея 16:18: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».
Церковь – это проект Бога на земле, который соединяет в себе всё небесное и всё земное
Если мы откажемся от Главенства Христа, мы станем как прочие народы и потеряем свою уникальность. Живя в глобальном мире, мы должны сохранять культуру Неба. Если мы откажемся от культуры Бога, мы потеряемся в этом мире, потому что станем как прочие народы. Культура – это единственная сила, которая может противостоять глобальному обезличиванию людей. Сохраняя культуру, человек сохраняет свою индивидуальность и живёт как личность. Не секрет, что на протяжении всей истории Церкви мир хотел проникнуть внутрь её и вытеснить Небесную культуру Бога. Уникальность Церкви состоит в том, что её строит Господь Иисус Христос. Церковь – это проект Бога на земле, который соединяет в себе всё небесное и всё земное.
Ефесянам 1:10: «дабы всё небесное и земное соединить под главою Христом».
Замысел врага состоит в том, чтобы вытеснить культуру Бога из церкви, в таком случае теряется связь с небесным и происходит разрыв с Богом. Когда церковь не принимает главенство Христа, она теряет связь с небесным Царством и становится как прочие народы. Живя в глобальном мире, Церковь должна хранить свою индивидуальность. Индивидуальность Церкви в том, что Она является Телом, а Христос Её Главой. Тело без головы не может существовать, так и Церковь Христова без Христа не может существовать в земном мире. Сохраняя главенство Христа внутри себя, Церковь сохраняет Свою уникальность. Быть как прочие народы – значит потеряться в этом безликом мире. Быть Христовым – значит найти себя и жить выразительной жизнью.
Культура – это единственная сила, которая может противостоять глобальному обезличиванию людей
Филиппийцам 3:9-14: «найтись в Нём не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».
Апостол Павел приводит в пример свою личную жизнь, которая была потеряна в религиозном мире, где преобладала собственная праведность, построенная на попытках жить по закону. Павел всеми силами старался жить по закону, чтобы выделиться среди остальных, но он по-прежнему оставался как прочие религиозные люди. Когда Христос Иисус достиг его, Павел стал особенным человеком, Христос занял главенствующее место в его жизни и принёс в его сердце Свою культуру. Приняв главенство Христа, Павел увидел, что Иисус соединил в нём всё Небесное и земное, сделав его Своим Апостолом и выразительной личностью. Жизнь Апостола Павла была настолько выразительна, что не могла оставить равнодушным никого. Его хотели слушать и хотели убить, приглашали в города и выгоняли из городов. Апостол Павел повлиял на преобразование многих народов, потому что был носителем Небесной культуры. Он принял мученическую смерть в Риме. Апостола Павла обезглавили, но не отделили от Христа, Который был его Главой на протяжении всей земной жизни и остаётся на протяжении всей небесной жизни. На примере этого великого человека мы должны стремиться к почести вышнего звания Божьего во Христе Иисусе, которым является Церковь.
Церковь никогда не была и не будет такой, как прочие народы, потому что является народом Божьим.