Статья
Если же ходим во свете, то имеем общение
М. Хмелинина
В Библии очень большое значение имеет такое действие, как общение. Его даже в какой-то степени можно назвать таинством. Мы можем найти много стихов, заповедующих не общаться с развращёнными людьми, не пребывать в плохих компаниях, но находиться в общении с братьями и сёстрами в церкви, не покидать собрания своего и общаться с Господом. Почему так? Что есть жертва общения и можно ли общаться неправильно? Давайте порассуждаем об этом вместе, вспомним какие-то жизненные ситуации, когда общение влияло на нас пагубно и, наоборот, когда общение буквально спасало. Думаю, у каждого из вас, по мере чтения этих строк, будет, что вспомнить.
Google подсказывает мне, что общение – это «обмен мнениями людей, неподдельно заинтересованных в точке зрения друг друга». Мне нравится это определение. Во-первых, оно акцентирует, что общение – это никогда не односторонний процесс (сейчас вспомните те моменты, когда вам казалось, что вы будто в стену говорите – настолько ваш собеседник не слышит вас! – так вот такую ситуацию уже сложно назвать общением, исходя из определения). А во-вторых, оно подчёркивает заинтересованность людей в мнении друг друга (если вам не интересно мнение собеседника, но вы всё равно разговариваете с ним, то это уже больше похоже на театр или на манипуляцию, чем на общение). Практически каждый день мы обмениваемся с кем-то мнениями, мыслями, идеями, шутками, и это кажется настолько естественным, что зачастую мы умаляем важность общения, не замечаем влияния тех слов, которые мы слышим из своего окружения или говорим сами, не осознаём, что большинство проблем в наших взаимоотношениях с людьми возникает ввиду недостатка общения с ними. Общаться – это одновременно и просто, и непросто. Простота проявляется в основном в поверхностном общении – оно вроде бы есть, но оно ни о чём, пустое, ничего не меняет ни в вас, ни в собеседнике. Сложность же появляется тогда, когда общение становится более глубинным, когда нужно не просто услышать человека, но и выстроить какие-то отношения с ним, когда нужно ответить на его нужду или самому попросить о помощи, когда надо принять обоюдное решение или сказать что-то действительно важное (вы, наверное, по опыту знаете, что о самых главных вещах говорить сложнее всего).
В повседневности я, к сожалению, очень часто наблюдаю, как грубо и эгоистично люди общаются друг с другом – в транспорте, в очередях, в общественных заведениях. Они привыкли «тыкать» своего ближнего, стоит ему хоть немного нарушить их внутренний порядок (хотя о наличии порядка я бы поспорила). Но ещё хуже, что я наблюдаю это и среди верующих. Например, когда люди не могут решить какой-то вопрос (допустим, по служению) между собой, разговор переходит в конфликт, разрешать который приходится пастору. Если вы бывали в такой ситуации, то вы знаете, как это неприятно. Из всего этого следует мой первый тезис – общению нужно учиться. И, к счастью, в церквях мы действительно учимся правильно общаться, ведь, в первую очередь, этому учит Библия:
- слушать и слышать ближнего: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евреям 10:24), «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему, но разумный человек молчит» (Притчи 11:12);
- фильтровать услышанное и следить за своими словами: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (Притчи 10:19), «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефесянам 4:29);
- наставлять и обличать: «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евреям 3:13), «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших» (Захарии 8:16);
- признавать свои ошибки: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иакова 5:16);
- правильно доносить свои мысли: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матфея 5:37), «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается» (Притчи 18:21).
Этот список можно продолжать долго, но лучше каждому самому проанализировать свои сильные и слабые стороны в общении, опираясь на Писание. «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду» (2-е Иоанна 1:8).
Книга притч, написанная мудрейшим человеком, царём Соломоном, буквально изобилует стихами об общении – о том, с кем полезно общаться верующему человеку и с кем, напротив, нужно избегать общения; о том, как отвечать глупым и развращённым людям, как не поддаться льстивым речам и хранить свои уста в чистоте. Царь Давид в одном из своих псалмов сравнивает злого человека со змеёй, а его речь – с ядом: «Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя: они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их» (Псалом 139:2-4). Казалось бы, какой такой сильный вред могут принести слова? Думаю, все мы, на самом деле, понимаем силу слов (вспомнить, например, как больно ранят обидные слова близких, или как неприятно слышать ругающихся людей, хоть даже и совершенно незнакомых). Всё оттого, что как хлеб – пища для тела, так слова – это пища для ума. Какими словами мы питаем себя, какими идеями и смыслами мы окружены, такие и мысли в нас формируются. А из мыслей складывается весь наш внутренний мир, от них зависит состояние нашего сердца, наше отношение к вещам, ситуациям и людям, из мыслей складываются решения и дельнейшие поступки. Потому Господь так печётся о том, чтобы наши мысли были чисты. «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23). Что же касается влияния окружения – посудите сами, в дурном обществе наберёмся ли мы чистых мыслей? Пожалуй, всем знакомы эти ощущения, когда после общения с одним человеком ты будто в грязи испачкался, а пообщавшись с другим, наоборот, чувствуешь себя лучше, чище. Видимо, где-то внутри нас есть, своего рода, индикатор, который на уровне чувств, эмоций, интуиции подсказывает, с кем нам стоит общаться, а с кем лучше избегать общения. Но увы, он не всегда точен. Самый верный, проверенный тысячелетиями, индикатор – это Божье слово. И оно весьма конкретно говорит: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1-е Коринфянам 15:33); «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2-е Коринфянам 6:14).
Я уже говорила, что общение можно назвать таинством. И, думаю, это нисколько не преувеличение, если речь идёт о вещах, славящих Бога. Помню, как однажды на воскресном служении услышала такую фразу: «Господь пребывает в том общении, где говорят о Нём - Его слове, Его делах, Его воле». И правда, вы замечали, как хорошо вам становится, например, после домашней группы, на которой вы обсудили Божье слово или поделились свидетельствами Божьих дел в вашей жизни? Библия говорит об этом: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Матфея 18:20). Так просто! Оказывается, чтобы найти Господа, достаточно всего лишь прийти на собрание церкви или на домашнюю группу. Мы, бывает, ждём Его ответа в виде каких-то чудес – в громовом голосе из ниоткуда или в каком-то великом откровении, а Господь часто отвечает просто через людей в церкви. Поэтому нам так необходимо разговаривать. В этом есть незримое действие Святого Духа. И в этом ответ, почему люди остаются в церкви. Потому что там у них есть общение: друг с другом и с Господом. Потому что десятки лет их никто толком не слушал, никто не интересовался, что творится у них в сердце. А в церкви у них вдруг спросили о душе. Много ли вы знаете мест, где важна ваша душа? Где важно, чтобы ваше сердце было чистым? Лично я ни одного такого места, кроме церкви, не знаю. Общение – это ключ к сердцу людей. Церковь не возможна без глубинного общения, без тесных взаимоотношений, через которые Бог творит Свои дела и объединяет такие разные судьбы людей. Это обязательное условие и Библия прямо пишет об этом: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1-е Иоанна 1:7). В этом-то контексте я и называю общение таинством, не говоря уже о покаянии и молитве, которые, в свою очередь, так же являются общением. Отдельно хочется сказать о важности общения со своим пастором. Мне приходит на ум сравнение, что такое общение – как решето, через которое просеиваются наши мысли. Самые незначительные мысли, которые, словно песок в глазах, застилают нам видение пути, проходят сквозь решето и больше не мешают нам видеть более глобальные и значимые мысли, на которых как на камнях нам и следует строить свою жизнь.
Теперь хочется сказать о жертве общения. По долгу профессии (я работаю журналистом на радио), мне приходится очень много общаться с людьми каждый день на конкретные темы. И скажу честно, мне это не всегда просто. Постоянно приходится подстраиваться под разные характеры, разные манеры, разбираться в большом разнообразии тем и сфер, не говоря уже о том, что нужно всегда пребывать в хорошем настроении, на позитиве, хотя внутри я могу быть подавленной (такая, своего рода, рабочая маска). Бывает, после очередного интервью я чувствую себя сильно уставшей, иногда даже кажется, что мне не хватает эмоциональных сил для такой работы. Но потом, когда я слушаю получившееся интервью в радиоэфире, то я уже не помню той усталости и остаётся только радость от нового знакомства, нового опыта или просто хорошо выполненной работы! Я понимаю, что всё было не зря, и ко мне приходят силы для новых встреч и бесед. Это была жертва общения, которая принесла добрый плод – плод радости в моё сердце, сердце собеседника и, вероятно, сердца радиослушателей (об этом, конечно, сложно судить, но положительные отзывы позволяют это предполагать). Похожую ситуацию я вижу и в служении, в общении с братьями и сёстрами – когда вникаешь в чьи-то проблемы, пытаешься в них разобраться, как-то помочь другому человеку или просто выделить время для него – на первый взгляд, это эмоционально истощает. Куда проще замкнуться в своих делах: «своих проблем достаточно», - думаем мы. Однако жертва общения очень часто даже не выглядит, как жертва. Наоборот, это обычно в радость: встретиться с кем-то и вместе провести время, поговорить о служении, поделиться откровениями и переживаниями – так и не заметишь, как уже не ты служишь, а тебе служат, и как Господь наполняет вас радостью и покоем. А если потом ты ещё и видишь результат, как ваш разговор или череда разговоров изменили что-то в жизни человека, когда гора его многолетних убеждений вдруг сдвинулась и человек решился служить, приехать в церковь или просто на какой-то добрый поступок, тогда ты вдвойне радуешься и понимаешь, что всё не зря, жертва общения принесла плод, силы появляются вновь и хочется ещё больше посвящать себя служению Богу и людям. «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евреям 13:16).
А вообще, нужно сказать, что Господь не оставляет опустошённый сосуд пустым. Никогда. У Него так много вдохновения для всех нас, что разом оно не вмещается в наши ограниченные мысли. Поэтому всякий раз, когда мы вновь исчерпали себя, когда отдали всё своё время другим людям, когда сосуд нашей силы, решимости, мотивации, доброты, любви опустошается, нам нужно приходить к Богу и просить заново нас наполнить. Это, можно сказать, пожизненный процесс. Думаю, не может быть такого, чтобы Господь наполнил человека на всю его оставшуюся жизнь (мы ведь ещё не на небесах). Суета этого мира вносит в нас свои коррективы, и мы ослабеваем. И это нормально. Но ненормально поддаться своей слабости, своей пустоте и оставить доверенное Господом дело. Хотя даже тогда Он по-прежнему ждёт, чтобы вновь наполнить нас чем-то небесным. «Дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе» (1-е Филимону 1:17).